Финансово-экономический консалтинг и правовые отношения в кластере СНГ
             Az | Ru | En |
          
 
   

Академия художеств в России.

АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ в России — высшее учреждение в обл. пластич. иск-в. Петр I в 1718 наметил учредить в Петербурге Академию, к-рую представлял себе как Академию наук и художеств. В 1725 учреждена Академия наук, в которой были рисовальные классы только для обслуживания научных целей. В нояб. 1757 И. И. Шувалов вошел в Сенат с представлением о необходимости открыть в СПб. АХ. "Мы здесь художеств почти не имеем, — писал Шувалов в своей записке, — ибо нет ни одного национального искусного художника. Причина та, что молодые обучающиеся люди приступают к сему учению, не имея никакого начала как в иностр. яз., так и в основании нек-рых наук, необходимых к художествам и тем теряя одно время только, одной практикой делают то, что видят..." 10 нояб. 1757 Сенат издал указ: "…означенную Академию художеств здесь в Санкт-Петербурге учредить". Первые учащиеся по рекомендации Шувалова переведены из Моск. ун-та и жили при его доме, а с 1758 — в спец. доме на Васильевском о-ве.

Первым из преподавателей приехал скульптор Н. Жилле. Ко времени первого экзамена насчитывалось уже 38 учеников и неск. живописцев: Лелоррен, Моро и де Вельи. Архитекторов не было, лишь "каменных дел мастер" Валуа. А. Кокоринов был назначен арх. академич. зданий; первый проект здания поручен Блонделю-младшему и нашел отражение в проекте первого проф. архитектуры Ж.-Б. Баллен-Деламота, прибывшего в СПб. в 1759. Постройка закончена в 1788, работы продолжались до 1810. До сих пор величеств. здание АХ является архитектурной доминантой Университетской наб. Невы. Первое крупное сооружение в России, специально построенное для уч. заведения, оно послужило прототипом для проектов зданий закрытых уч. заведений (Смольный ин-т В. Баженова, Мещанское уч-ще Ю. Фельтена). В фасаде здания наряду с рокайльными линиями центр. ризалита читается строгая классич. схема. Фасады и интерьеры АХ отличаются богатством оформления и совершенством композиции. Замечательны единств. в своем роде круглый двор и парадный вестибюль, верхний вестибюль, украшенный классич. колоннадой, анфилада парадных залов 2-го этажа.

АХ первоначально была закрытым уч. заведением. Согласно академич. уставу 1764, давшему АХ статус императорской, принимались дети 5—6 лет, период обучения длился 15 лет; прием осуществлялся раз в 3 года. Первые 9 лет, когда ребенок изучал общеобразоват. предметы, рисование, начатки архитектуры и разл. ремесла, включались в курсы т. н. воспитательного уч-ща. После него можно было поступить в академич. классы, к-рые составляли собственно АХ, дающую профессию художника, скульптора, гравера или архитектора. Лучшие выпускники АХ получали возможность пансионерской поездки за границу. С нач. 19 в. почти все проекты значит. зданий обществ. назначения и памятников подлежали одобрению Совета АХ. К сер. 19 в. после ряда реформ система преподавания в АХ изменилась, приобретя в осн. совр. формы. С АХ связаны имена большинства выдающихся рус. архитекторов, скульпторов, живописцев, граверов.

В 1918 АХ упразднена декретом СНК, тогда же учреждены Петроградские гос. свободные худож.-уч. мастерские. В числе педагогов — рук. мастерских первых послерев. лет: Л. Н. Бенуа, Б. Е. Савинский, Н. И. Альтман, Ю. И. Анненков, К. С. Петров-Водкин, В. В. Беляев, В. Е. Татлин, В. М. Матюшин и др. В 1921 мастерским возвращено наименование АХ. Она включала 5 ф-тов: архитектуры, живописи, скульптуры, полиграфический и рабфак. В 1920 — нач. 30-х гг. идеи "пролетаризации иск-ва" привели к утрате традиц. форм обучения (систематич. изучения законов композиции, перспективы, техники рисунка и живописи). Одновременно разгромлен создававшийся в течение 150 лет музей АХ, в к-ром уничтожена за ненадобностью б. ч. слепков с шедевров мировой скульптуры (коллекция была крупнейшей в мире) и моделей арх. сооружений (создававшихся в России при каждом крупном стр-ве). В 1933 традиц. структура АХ восстановлена во вновь созд. Всеросс. АХ, где преподают Б. В. Иогансон, И. И. Бродский, П. А. Шиллинговский, К. И. Рудаков, И. Я. Билибин и др., способствовавшие сохранению классич. принципов худож. образования. В 1947 на осн. реорганизов. Всеросс. АХ в Москве учреждена АХ СССР как офиц. науч.-творч. центр; в ее систему вошли НИИ теории и истории изобразит. иск-ва (Москва), науч.-иссл. музей с б-кой (Ленинград-СПб.), разнообр. мастерские и лаборатории, Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, Худ. ин-т им. В. И. Сурикова (Москва), ряд ср. уч. заведений и пр.

В наст. время ист. здание АХ в СПб. занимают учреждения АХ России, Академич. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, выставочные залы академич. музея.

Лит.: Лисовский В. Г. Академия художеств. Л., 1972; 225 лет Академии художеств СССР: Каталог. М., 1985. Т. 1—2; Учебный рисунок Академии художеств. / Автор-сост. Д. А. Сафаралиева. М., 1990.

 Другие термины и определения

Дмитриев Макс. Петр. ДМИТРИЕВ Макс. Петр. (1858—1948) — нижегородский фотограф. В 1872 отдан в ученики моск. фотографу М. П. Настюкову. В свободное время посещал рисовальные классы Строгановского худож. уч-ща. С 1879 работал лаборантом у изв. нижегородского фотографа А. О. Карелина. В 1886 открыл в Ниж. Новгороде ателье, просуществовавшее более сорока...
Абдрашитов Вад. Юсуп. АБДРАШИТОВ Вад. Юсуп. (род. 1945) — режиссер. В 1974 окончил ВГИК. Первым успехом стал дипломный короткометражный ф. "Остановите Потапова" (по одноим. рассказу Г. И. Горина). Работает в содружестве со сценаристом А. А. Миндадзе. Созданные на совр. материале ф. А. — яркие примеры иск-ва духовного сопротивления в...
Белое озеро. БЕЛОЕ ОЗЕРО — на севере европ. России в зап. части Вологодской обл. Крупнейшие впадающие в Б. О. реки — Ковжа и Кема, вытекает из Б. О. р. Шексна. Начало освоения басс. Б. О. относится к кам. веку. Упоминается в др.-рус. летописях, в т. ч. в сообщении о призвании варяжских князей в 862: "И избрались трое братьев... и...
Хроника Архив    
09.06.2007
Заседание Рабочей группы по борьбе с организованной преступностью
Тепло приветствуя гостя, председатель поздравил посла Николоза Натбиладзе с новым назначением и пожелал ему успехов в дипломатической деятельности. С удовлетворением отметив состояние нынешних отношений с Республикой Грузия, опирающихся на глубокие исторические корни, председатель рассказал о крепнущих из года в год связях между двумя дружественными странами благодаря напряженному труду и дальновидной политике государственных лидеров, заботящихся о благе и процветании наций.

Подробности
17.03.2007
Инаугурация Секретариата Организации за демократию и экономическое развитие
Соглашениями предусматривается обучение с целью совершенствования специальных навыков сотрудников, обмен экспертами по профессиональным вопросам, а также обмен профессиональной, научной и технической информацией, относящейся к вопросам функционирования организаций. Нынешнее соглашение открывает новую страницу в истории взаимоотношений двух стран.

Подробности
13.01.2007
Заседание Рабочей группы по чрезвычайным ситуациям
РГЧС заслушала отчет о председательстве в Рабочей группе в период 2006-2007 годов, определила приоритеты своего дальнейшего сотрудничества в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, согласовала План своей работы на 2008 год, достигла соответствующих договоренностей о разработке Плана сотрудничества в сфере обучения и переподготовки кадров.

Подробности
04.11.2006
Секретариат ГУАМ принял семинар-практикум Управления ООН по борьбе с наркотическими веществами
Генеральный секретарь приветствовал участников семинара, проходившего под председательством г-на Вальтера Гера, руководителя Секции по правовым вопросам противодействия терроризму, начальник Секции по правовым вопросам СПТ/ЮНОДК. Координатор программ Секретариата по политико-правовым вопросам г-н Георгий Назаров сделал презентацию о деятельности и инициативах организации.

Подробности
    © 2006 — 2007, Финансово-экономический консалтинг в кластере СНГ Supported by «Marco Computer Technologies» Дизайн разработан компанией MEQA