Финансово-экономический консалтинг и правовые отношения в кластере СНГ
             Az | Ru | En |
          
 
   

Альбом.

АЛЬБОМ (лат. Album - белая краска) - не предназначенная для тиражирования книга с рукописными, изобразительными, муз. текстами, содержание и орг-ция к-рой определяются адресатом владельцем А., а также задачами книги. Характер заполнения автографами, памятными записями, нотами или рисунками - основа классикации А. Назв. А. применяется также к тиражированной книге, осн. содержанием к-рой являются изобразит. тексты (гравюры, фотографии, репродукции), чертежи с кратким пояснит. текстом, и связанные единством темы. В широком смысле назв. собрании худож. произв. (муз. поэтич.), имеющих камерный, интимный характер. ("Дет. альбом" П. И. Чайковского).

Первоначально в Др. Риме А. покрытая белой краской деревянная доска для объявлений. В ср. века этим словом стали обозначать переплетенные листы пергамента, затем - бумаги. К первым рус. прототипам А. следует отнести подносные А. с портретами рус. царей, изготовленные для царя Алексея Михайловича.

А. приобретает новое значение в связи с активизацией путешествий с научными или художественными целями в 18 в. В А. переплетаются гравюры, имеющие не только научное, но худож. значение, он становится неотъемлемой деталью костюма просвещенного путешественника, к-рый заносит в него путевые записки и зарисовки. А. подобного типа имеет единого автора владельца, может предполагать тиражирование. Но связь записей или рисунков в А. определяется самим его владельцем, отбирающим лично впечатлившие его объекты. В эпоху сентиментализма и романтизма в кон. 18 в. - первых десятилетиях 19 в. А. в 19 в. значении становится специфическим культурным явлением, особенно распространенным в России. Его заводит каждая барышня, вписывая понравившиеся стихотворения и др. тексты; он становится средоточием интимных чувств; в отличие от записных книжек и дневников, А. как текст составлен из "чужих слов" (текстов), присваиваемых личностью в процессе ее формирования и развития.

Затем А. появляется на столах в гостиных, особенно получив широкое распространение в т. н. "эпоху салонов". В А., часто украшенный портретом или посвятительной надписью хозяевам дома, гости записывали или зарисовывали свои экспромты (к-рые часто заранее готовились). Так появился особый род "альбомного стихотворения" и "альбомного рисунка" А. популярных салонов наполнены рисунками лучших художников и стихотворениями лучших поэтов своего времени. Наиб. известными из подобных А. являются многотомный "Розовопавильонный А." имп. Марии Федоровны со стихами В. А. Жуковского, И. А. Крылова и мн. др. (частично хранится во дворце-музее в Павловске), альбомы А. Н. Оленина, С. Л. Пономаревой, с рисунками О. А. Кипренского и стихами Жуковского и др., хранящиеся в Пушкинском доме и др. Эти произв. соседствуют в А. с серьезными или шутливыми излияниями чувств др. гостей: право оставить автограф принадлежало всем и нередко бывало светской обязанностью.

Часто в А. зарисовывали присутствующих посетителей салона, изображали интерьеры и жанровые сценки в доме. К лучшим и популярным альбомным рисовальщикам относятся граф Ф. П. Толстой и кн. Г. Г. Гагарин, который даже создал автошарж "Гагарин, спасающийся от дам, забрасывающих его альбомами".

Ныне эти А. являются предметом тщательного науч. изучения, сохраняя подчас единств. изображение историч. лица, забытую характерную бытовую деталь или автограф великого поэта. Эти исследования начались еще в эпоху "Мира иск-ва", к ним принадлежат работы Б. Л. Модзалевского, А. Греча, К. Грота, Н. Дризена, М. Алексеева, В. Вацуро и др. Последнее время усилился интерес к альбомной графике.

В ту же эпоху появляются "подносные А.", посв. юбилею полка или учебного заведения. В них изображались офицеры (или преподаватели), формы и награды, сцены быта. Самый известный А. такого рода - А. Конногвардейского полка, постоянно находившийся в кабинете шефа полка имп. Николая I, единственный, где напротив портрета полковника, по желанию императора, был помещен портрет полковницы - Н. Н. Пушкиной-Ланской работы Гау.

В послеромантический период с закатом культуры салонов текстовой А., заполняемый гостями, почти исчезает, возрождаясь в эпоху модерна. С появлением фотографии и цветной полиграфии А. опять становится украшением гостиной, его изготавливают типографским способом по рисункам художников ("Каразинские" А.); благодаря высокому качеству "А. для фотографий" становится хорошим подарком. Теперь это напоминание о семейных событиях, о родных и знакомых. Создаются фотографич. А., посвященные отд. событию и предназначенные для подарка виновнику торжества. А. становится активным предметом демонстрации. Многоч. памятные фотоальбомы находились, напр., в парадных кабинетах и гостиных и в приемной Александровского дворца при Николае II. Образцом высокой альбомной культуры этого времени служит рукописный альманах К. И. Чуковского, известный как "Чукоккала" с набросками И. Е. Репина, автографами Л. Г. Андреева, А. А. Блока, М. А. Волошина и др., или альбомы Генриэтты Гиршман и Ольги Арбениной-Гильдебрандт. В эту эпоху получают широкое распространение "художественные А." - собрания тематич. иллюстраций по истории иск-тв или географии.

Интимный А., составленный из выписанных чужих стихотворных и прозаич. текстов, уходит на периферию культуры еще в 19 в.; его ведут уездные барышни, гимназистки. В 1920-х гг. в связи с резкими социальными переменами А. теряет назидательные посвящения и др. жанровые компоненты, происходит упрощение состава, фольклоризация жанра составляющих текстов. Среди них всё большее место занимают сначала романсы, затем тексты популярных песен, в связи с чем сами А. часто владельцы называют "песенниками". В отличие от постоянно издававшихся песенников, включавших официально рекомендуемые тексты, личные песенники сохраняют главный признак А. - это тексты для определ. адресата. В таком качестве А. сохраняется доныне в быту школьниц, солдат, заключенных. Среди новых разновидностей А., сформировавшихся в последние десятилетиям - "А. дембеля", составляемый его сослуживцами, т. е. воспроизводящий коммуникативную структуру салонного А.

В сов. время также наряду с А. "для рисования" и художеств. А., большое распространение получили А. "свадебные", "выпускные", семейные (типа "Наш малыш") и т. п., предназначенные для личного пользования. Начиная с 1990-х гг. при расширении географии путешествий и простоте изготовления качественных любительских фотографий домашний А. приобрел особенное распространение.

Лит.: Корнилова А. В. Мир альбомного рисунка Л., 1990; Рус. школьный фольклор. М., 1998.

 Другие термины и определения

Вид. ВИД - морфол. категория глагола, отражающая различия в характере протекания действия и выражающаяся в противопоставлении соверш. (перфективного) и несоверш. (имперфективного) В. Соверш. В. обозначает целостное действие, огранич. пределом; ср.: построить, простоять, запеть. Несоверш. В. обычно обозначает единичное или повторяющееся действие в...
Струве Вас. Як. СТРУВЕ Вас. Як. (1793-1864) - астроном, геодезист, акад. (с 1832). Род. в г. Альтоне (Германия). Окончил Дерптский (Тартуский) ун-т (1810). Дир. Дерптский обсерватории (1818-38). Первый дир. Пулковской обсерватории (1839-62). Разработал план работы и программу астрономич. наблюдений, изложенные вместе с описанием всех инструментов...
Жжёнов Георг. Степ. ЖЖЁНОВ Георг. Степ. (род. 1915) - актер. Учился в эстрадно-цирковом техникуме в Ленинграде и одновременно работал акробатом. В 1933 вместе с Г. Смирновым создал эффектный номер каскадерской акробатики. В 1935 окончил Ленингр. театральное уч-ще (курс И. Хейфица и А. Зархи, мастерская С. Герасимова). Впервые снялся в немом ф. "Ошибка...
Хроника Архив    
09.06.2007
Заседание Рабочей группы по борьбе с организованной преступностью
Тепло приветствуя гостя, председатель поздравил посла Николоза Натбиладзе с новым назначением и пожелал ему успехов в дипломатической деятельности. С удовлетворением отметив состояние нынешних отношений с Республикой Грузия, опирающихся на глубокие исторические корни, председатель рассказал о крепнущих из года в год связях между двумя дружественными странами благодаря напряженному труду и дальновидной политике государственных лидеров, заботящихся о благе и процветании наций.

Подробности
17.03.2007
Инаугурация Секретариата Организации за демократию и экономическое развитие
Соглашениями предусматривается обучение с целью совершенствования специальных навыков сотрудников, обмен экспертами по профессиональным вопросам, а также обмен профессиональной, научной и технической информацией, относящейся к вопросам функционирования организаций. Нынешнее соглашение открывает новую страницу в истории взаимоотношений двух стран.

Подробности
13.01.2007
Заседание Рабочей группы по чрезвычайным ситуациям
РГЧС заслушала отчет о председательстве в Рабочей группе в период 2006-2007 годов, определила приоритеты своего дальнейшего сотрудничества в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, согласовала План своей работы на 2008 год, достигла соответствующих договоренностей о разработке Плана сотрудничества в сфере обучения и переподготовки кадров.

Подробности
04.11.2006
Секретариат ГУАМ принял семинар-практикум Управления ООН по борьбе с наркотическими веществами
Генеральный секретарь приветствовал участников семинара, проходившего под председательством г-на Вальтера Гера, руководителя Секции по правовым вопросам противодействия терроризму, начальник Секции по правовым вопросам СПТ/ЮНОДК. Координатор программ Секретариата по политико-правовым вопросам г-н Георгий Назаров сделал презентацию о деятельности и инициативах организации.

Подробности
    © 2006 — 2007, Финансово-экономический консалтинг в кластере СНГ Supported by «Marco Computer Technologies» Дизайн разработан компанией MEQA