Финансово-экономический консалтинг и правовые отношения в кластере СНГ
             Az | Ru | En |
          
 
   

Вальс.

ВАЛЬС (франц. valse, от нем. Walzer) - парный танец в трехдольном размере (3/4, 3/8) и в умеренном темпе, для к-рого характерны подчеркивание 1-й сильной доли такта и фактурная формула в аккомпанементе "бас-аккорд-аккорд". Возник в 70-е гг. 18 в. в Юж. Германии и Австрии. Ведет происхождение от нар.-бытовых танцев, в т. ч. нем. лендлера, для хореографии к-рого типичны резкие скачкообразные движения. В бальном В. они трансформировались в легкие скользящие па. Разновидности В.: венский В. (5 тематически разных вальсовых разделов, обрамленных вступлением и заключением), франц. В. (3 раздела в разном темпе). Создатели венского В. - И. Ланнер, И. Штраус-отец и признанный "король венского вальса" И. Штраус-сын ("Сказки венского леса", "На прекрасном голубом Дунае", "Прощание с Петербургом" и др.).

В 19 в. В. культивируется композиторами-романтиками как пьеса лирико-поэтич. характера, становится средством портретной характеристики, канвой программной инструмент. пьесы. Получает также широкое распространение в опере, оперетте, балете 19-20 вв. (яркий пример - "Травиата" Верди, пронизанная вальсовым ритмом). Получили мировую известность В. Шуберта, Шумана, Шопена, Листа, Брамса. Фп. пьеса Вебера "Приглашение к танцу" (1819) открыла линию концертных В., продолженную Шопеном, Листом ("Мефисто-вальс"), в рус. музыке - Глазуновым и Рахманиновым (сюита для двух фп.). В. как часть симфонич. цикла впервые появляется у Берлиоза во 2-й части "Фантастич. симфонии" ("Бал"), далее - в симфониях Малера (в варианте лендлера). Симфонич. В. как самостоят. произв. встречается в музыке Сибелиуса ("Грустный В.") и Равеля (хореографич. поэма "В.").

В. в жизни рус. дворянства и разночинной интеллигенции 19 в. приобретает роль "знака" культуры (ср. известные описания балов в "Евгении Онегине" Пушкина или "Войне и мире" Л. Толстого). Близкий бытовому музицированию В. - излюбленный жанр Верстовского, Гурилева, Варламова, Алябьева и мн. др. композиторов. Лирико-психологич., поэтизированный фп. В.-миниатюру встречаем у Чайковского ("Сентиментальный В.", "Ната-В.", "Декабрь" и "Апрель" из "Времен года", В. из "Дет. альбома"), Балакирева ("Меланхолический В."), Скрябина (В. соч. 10 и 38, ряд прелюдий). Изысканные образцы салонного В. создает Рахманинов в своих фп. транскрипциях В. Фр. Крейслера ("Муки любви", "Радость любви"). В., воплощающий кукольно-игрушечные образы, пишут Лядов ("Куколки", "Муз. табакерка"), П. Чайковский ("Новая кукла"), Шостакович ("Танцы кукол"); созерцательным В. является 2-я ч. Шестой фп. сонаты Прокофьева.

Рус. симфонический В. ведет свою родословную от "В.-фантазии" и танцев из оп. "Руслан и Людмила" Глинки. У Чайковского В. - лирич. вершина балетов "Спящая красавица", "Лебединое озеро", "Щелкунчик" (В. цветов); в жанре В. написаны отд. части симфоний № 3, 5, 6 (оригинальный В. на 5/4), сюит № 2 и 3; вальсовый характер присущ гл. теме 1-й ч. симфонии № 4 и побочной партии 1-й симфонии № 5; В. - ритмич. основа мн. его романсов ("Средь шумного бала", "Растворил я окно", "День ли царит", "Песнь цыганки" и др.); В. объединяет драматургически разноплановую сцену бала в доме Лариных в опере "Евгений Онегин". Большое место занимает В. в симфониях, сюитах и балетах Глазунова, в музыке Прокофьева (Пушкинские В., 2-я ч. симфонии № 7, В. в балетах "Ромео и Джульетта", "Золушка", в опере "Война и мир"). Прекрасные В. создали Хачатурян (музыка к драме Лермонтова "Маскарад") и Свиридов (музыка к к/ф "Метель"). Трагич. трактовку В. находим во 2-й ч. "Симфонич. танцев" Рахманинова; пародийное использование В. дают Стравинский ("Петрушка", "История солдата") и Шостакович (В.-бостон во 2-й ч. фп. концерта № 1). Ритм В. характерен для многих популярных сов. песен, особенно воен. лет ("Играй, мой баян" Соловьева-Седого, "В землянке" Листова, "В лесу прифронтовом" Блантера, "Случайный В." Фрадкина и др.). Замечательные образцы песен-В. создал Дунаевский ("Лунный В.", "Заздравная", "Школьный В."). Значит. место занимает В. в отечественной киномузыке, в т. ч. в экранизациях произв. рус. классики (киномузыка И. Шварца, В. Овчинникова).

Лит.: Друскин М. Очерки по истории танцевальной музыки. Л., 1936; Ивановский Н. П. Бальный танец XVI-XIX вв. М.; Л., 1948; Ауэрбах Л. Рассказы о Вальсе. М., 1980.

 Другие термины и определения

Учительские семинарии. УЧИТЕЛЬСКИЕ СЕМИНАРИИ - пед уч. заведения для подготовки учителей нач. школы. Появились в Германии в кон. 17 в. Первые семинарии в России осн. в 1779 в Москве и в 1786 в Петербурге. С 60-х гг. 19 в. получили распространение земские У. С., где обучались лица всех сословий правосл. вероисповедания с 16 лет. Обучение длилось 3-4 года: изучались...
Изометрия. ИЗОМЕТРИЯ (греч. ίσομετρία - равномерность, от ίσοζ - равный и μετρέω - мерить, измерять) - соизмеримость отрезков стихотв. речи (стихов) на основе метрич. единства. В зависимости от системы стихосложения единицей соизмеримости стихов м....
Треба. ТРЕБА - 1) Языческий обряд жертвоприношения и сама жертва. 2) В нек-рых нар. говорах - потребность, нужда, просьба. 3) У христиан - священнодействие и молитвы, совершаемые священником по просьбе одного или неск. верующих в связи с опред. событиями в их жизни (крестины, венчание, погребениеит. п.). Плата за отправление Т. - один...
Хроника Архив    
09.06.2007
Заседание Рабочей группы по борьбе с организованной преступностью
Тепло приветствуя гостя, председатель поздравил посла Николоза Натбиладзе с новым назначением и пожелал ему успехов в дипломатической деятельности. С удовлетворением отметив состояние нынешних отношений с Республикой Грузия, опирающихся на глубокие исторические корни, председатель рассказал о крепнущих из года в год связях между двумя дружественными странами благодаря напряженному труду и дальновидной политике государственных лидеров, заботящихся о благе и процветании наций.

Подробности
17.03.2007
Инаугурация Секретариата Организации за демократию и экономическое развитие
Соглашениями предусматривается обучение с целью совершенствования специальных навыков сотрудников, обмен экспертами по профессиональным вопросам, а также обмен профессиональной, научной и технической информацией, относящейся к вопросам функционирования организаций. Нынешнее соглашение открывает новую страницу в истории взаимоотношений двух стран.

Подробности
13.01.2007
Заседание Рабочей группы по чрезвычайным ситуациям
РГЧС заслушала отчет о председательстве в Рабочей группе в период 2006-2007 годов, определила приоритеты своего дальнейшего сотрудничества в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, согласовала План своей работы на 2008 год, достигла соответствующих договоренностей о разработке Плана сотрудничества в сфере обучения и переподготовки кадров.

Подробности
04.11.2006
Секретариат ГУАМ принял семинар-практикум Управления ООН по борьбе с наркотическими веществами
Генеральный секретарь приветствовал участников семинара, проходившего под председательством г-на Вальтера Гера, руководителя Секции по правовым вопросам противодействия терроризму, начальник Секции по правовым вопросам СПТ/ЮНОДК. Координатор программ Секретариата по политико-правовым вопросам г-н Георгий Назаров сделал презентацию о деятельности и инициативах организации.

Подробности
    © 2006 — 2007, Финансово-экономический консалтинг в кластере СНГ Supported by «Marco Computer Technologies» Дизайн разработан компанией MEQA