15.08.2003
Почему мы так говорим?
Аб ово (Ав оvo)
У А.С.Пушкина в незаконченной поэме "Родословная моего героя" сказано:
Начнем Ав ovo:
Мой Езерский
Присходил от тех вождей,
Чей в древни веки парус дерзкий
Поработил брега морей.
Одульф, его начальник рода,
Вельми бе грозен воевода...
Что значит странное выражение "аб ово"?
По-латыни "ав оvо"-"от яйца". А объяснение таково: древние римляне начинали свои пиры с вареных яиц, а заканчивали их фруктами. У них-то и сложилась поговорка "от яйца до фруктов", означавшая: "все с самого начала до конца". Вторая часть выражения позднее забылась , а "ав ovo" стало значить "с самого начала". Так и надо понимать пушкинские строки: "Начнем с самого начала: мой герой вел свой род от варяга Одульфа".
Авгиевы конюшни
Как гласит древнегреческая легенда, жил в древней Элиде царь Авгий, страстный любитель лошадей: три тысячи коней ржали в его конюшнях. Однако стойла, в которых лошади содержались, никто не чистил в течение тридцати лет, и они по самую крышу заросли навозом.
По счастью, на службу к царю Авгию поступил сказочный силач Геракл, которому и было поручено очистить конюшни, что под силу было сделать некому. Тогда Геракл отвел в ворота конюшен русло реки Алфея, и бурный поток за сутки вымыл оттуда все нечистоты.
Греческая легенда прожила века. И теперь мы говорим: "Чтобы очистить авгиевы конюшни в твоем шкафу, нужен гераклов труд!"
А все-таки она вертится!
Католическая церковь принудила великого итальянского физика и астронома Галилея (1564-1642)отречься от учения Коперника о том, что Земля подвижна, что она вращается вокруг Солнца, а не Солнце вокруг Земли. Перед лицом смертельной опасности семидесятилетний мудрец отступил. Но народ не поверил, что это случилось. Сложилось предание, будто произнося отречение, ученый в ярости топнул ногой и воскликнул: "А все же она движется!"
Так это было или на так, упрямое восклицание пережило века. Оно значит теперь: "Что ни говорите, а я уверен в своей правоте!"
Адвокат дьявола
Был в средние века обычай: когда церковь решала канонизировать, то есть признать и возвести в ранг святого очередного "мученика" или "угодника", устраивали диспут между двумя монахами. Один из них всячески восхвалял умершего -это был "адвокат божий", другому же поручалось доказывать, что канонизируемый немало грешил и не достоин такого высокого звания. Этот-то спорщик и назывался "адвокат дьявола".
Позднее так стали звать людей, которые любят дурно говорить о других, стараются и в хорошем непременно найти недостатки, плохие стороны.
Собрал: Р.Ильясов